ГУМАНИТАРНОЕ ИЛИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
слова "справедливость", "справедливый", когда семантический ряд перестает выражаться словами и
их значением, а выражается психическим
состоянием «внимания», «отношения», «намерения», при котором
активизируется нервная система, по йоге - чакры, по даосской технике -
микроскопические орбиты.
Данное определение имеет значение для
интуитивной познавательной схема взаимодействия человек - объект и
является одним из критериев правильной внутренней работы, результатом которого есть оздоровление, озарения и открытия, так же представляет один из методов исследования этимологии слова.
Справедливость – то же что Фемида при активности височной части.
Справедливый – тот, чьи деяния останутся в веках, как пример правдивых поступков и решений для подражания; понятие связано с честностью и искренностью; определяющее моральное требование для представителя Фемиды и любого государственного деятеля; при активности теменной, лобной и височной части головного мозга.
Современное направление реформ справедливости (фемида, государственный деятель) может быть связано с такими факторами:
- Судья (так же любой государственный деятель) исследует избирательность человеческой памяти – забывание и отрицание неудобных для человека обстоятельств.
- Суд выясняет, какая из сторон способна к лжесвидетельствованию.
- Суд дает должную правовую оценку фактам лжесвидетельствования, грубости и нецензурных выражений вне суда.
- Судья учитывает творческий потенциал и интеллектуальную собственность обратившихся в суд.
- Суд учитывает пороки характера человека.
Очевидно, реформы, в которых повышается требование к духовной стороне судьи (любого государственного деятеля), помогут обществу.
Справедливость. Есть неточность - вместо меча используют рог изобилия. Гуманитарное определение добавляется к этимологии слова и энциклопедическому, которое имеет следующие значения:
Определения слова "справедливость", "справедливый" нет в толковом словаре Даля,
1880-1882
, так же отсутствует в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, 1907-1909.
Данное понятие появляется в толковом словаре Д.Н. Ушакова, 1935-1940:
СПРАВЕДЛИВОСТЬ, справедливости, мн. нет, ж. 1. Отвлеч. сущ. к справедливый. Справедливость поступка. Справедливость слухов. 2.
Беспристрастие, справедливое отношение к кому-чему-н. Соблюсти
справедливость. Нарушить справедливость. Чувство справедливости. отдать
справедливость кому-чему (книжн.) - по справедливости признать что-н. за
кем-чем-н., воздать должное кому-чему-н. Хоть и дрянной человечишко, но
гостеприимен, надо отдать справедливость. Чехов.
СПРАВЕДЛИ́ВЫЙ, справедливая, справедливое; справедлив, справедлива, справедливо. 1. Беспристрастно следующий правде, истине в своих поступках и мнениях. Справедливый судья. Он строг, но справедлив. ||
Основанный на беспристрастном соблюдении истины. Справедливый суд.
Справедливый поступок. Справедливо (нареч.) поступить. Справедливое
требование. 2. Истинный, правильный, основательный, не вымышленный.
Справедливые слухи. Всё это совершенно справедливо. Справедливые
подозрения.
«Всё это, молвить справедливо (нареч.), друзья мои, совсем
не диво» Пушкин.
Этимология"Этимологически (слово "правда")
связано с корнем prav-. В древнеславянском прилагательное «правъ»
означает «прямой», «не отклоняющийся в стороны». На основе этого
значения развивается идея правильности как следование прямому, лучшему
пути... На этой основе возникают смыслы указания на правильный (прямой)
путь - отсюда значения типа «направлять», которые в свою очередь ведут к
формированию значений «руководить, наставлять», «руководитель,
наставник» и им подобные. Соответственно, появляются понятия «правило»,
«правила», «править», «исправлять»... Другая трактовка прилагательного
«правъ» связана с правовой и нравственной сферами жизнедеятельности
человека. Соответственно, в этом смысле правда может трактоваться как
«обед», «обещание», «присяга», «заповедь», «правило», «договор»,
«закон», от сюда слово «правый» приобретает значение – поступающий
правильным, должным образом, невиновный, честный, справедливый,
поступающий по совести. То есть правый указывает на ту норму, которой
следует придерживаться" (Е.Ю.Бобылевой).
Происходит от польск. sprawiedliwy «справедливый», далее из чешск.
spravedlivý — то же, далее связано с общеслав. правда (pravda), из
праслав. формы *рrаvьda, от которой в числе прочего произошли:
др.-русск., ст.-слав. правьда (др.-греч. δικαιοσύνη, δίκαιον, ἀλήθεια;
Супр.), русск., укр. пра́вда, белор. пра́ўда, болr. пра́вда — то же, а
также в знач. «поголовье скота», сербохорв. пра̑вда «правда; тяжба»,
словенск. prȃvda «положение, закон, судебное дело», чешск., словацк.
pravda «правда», польск., в.-луж. рrаwdа, н.-луж. рšаwdа. Из праслав.
*рrаvъ, с которым связ. также пра́вый. Отсюда произведены пра́ведный,
др.-русск., ст.-слав. правьдьнъ (ἅγιος, δίκαιος; Супр.), пра́ведный,
диал. также «леший», задабривающее табуистическое название, пра́ведник,
др.-русск., ст.-слав. правьдьникъ ἅγιος, δίκαιος, μάρτυς Χριστοῦ
(Супр.).
Связь понятия СПРАВЕДЛИВОСТЬ с ФЕМИДОЙ и античными представлениямиФемиду всегда изображают с повязкой на глазах, как символ
беспристрастия, с рогом изобилия и весами в руках. Весы — древний символ
меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло,
поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей
зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды —
символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом.
Иносказательно:
Фемида — правосудие, закон; весы Фемиды — символ правосудия; слуги
(жрецы) Фемиды — слуги закона, судьи. Римляне заимствовали у греков
богиню правосудия в своём мире, но вместо рога изобилия вложили в правую
руку Юстиции меч.
Античные представления о справедливости. Платон определяет
справедливость как высшую добродетель в государстве, построенном на
принципах блага. Справедливость подвергается долгому и глубокому
рассмотрению в его диалоге Государство, оказавшем огромное влияние на
западную культуру. В Государстве обсуждается второй, или моральный,
уровень справедливости; Платона интересует моральная справедливость, и
согласны мы или нет с его дефиницией, суть его позиции совершенно ясна. С
его точки зрения, справедливое общество - то, в котором каждый человек в
полной мере реализует данные ему от природы способности. Правитель, или
правитель-философ, от природы наделен способностью понимать, что такое
справедливость и как ее достичь. Его задачей является распределение
функций в государстве на основе принципа справедливости, определение с
его помощью места в обществе обычного человека, природа которого не
позволяет ему самостоятельно понять свое истинное назначение.
Платоновская концепция справедливости оказалась настолько убедительной,
что ее вновь и вновь выдвигали в разных формулировках в разные периоды
истории. Она была отчетливо выражена и в традиции гегельянства
(например, у Ф. Брэдли в его Этических исследованиях, 1877). Определив
понятие моральной справедливости, Платон в более поздних Законах
обратился к рассмотрению справедливости в первом, или "процессуальном",
смысле. Здесь он объясняет, какого рода социальной структуры можно
ожидать, если процессуальная справедливость становится в руках элиты
инструментом реализации ее представления о моральной справедливости.
Судебная власть прямо опирается на принципы такой "моральной"
справедливости; деятельность учителей, поэтов и музыкантов подлежит
цензуре; ослушников, преступивших "моральный" закон, подвергают
изгнанию. Что касается рабов, то им положены свои законы,
соответствующие их положению: "Должно наказывать рабов по справедливости
и не изнеживать их, как свободных людей, увещаниями". Аристотель также
придерживался концепции "естественных" классов и зависимости
справедливости от социального и политического статуса: "Некоторые люди
рабы, а другие свободные граждане потому, что так назначено природой...
Правильно и справедливо, что одними следует править, а другие должны
осуществлять правление, к которому они пригодны от природы; и коли так,
власть господина над рабом тоже справедлива". Кроме того, Аристотель
предложил различать типы справедливости, что оказало сильное влияние на
последующие ее трактовки. Справедливость может быть коррективной, или
коммутативной, направленной на сохранение общественного порядка и общее
благосостояние, и может быть дистрибутивной, связанной с распределением,
- это принцип, согласно которому каждый человек должен иметь
причитающуюся ему долю. В этих определениях, по-видимому, учитывается
различие между процессуальной и моральной справедливостью, но их следует
понимать в контексте политической философии Аристотеля, основанной на
моральной предпосылке, высказанной в приведенной выше цитате (Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995).
Синонимы
1. беспристрастный, честный
2. оправданный, законный
3. верный, истинный, правильный
Антонимы
1. несправедливый, нечестный
2. бесчестный, незаконный, несправедливый
3. ложный
Гуманитарное определение
составлено на основе дневников исследования, соавторы
. Дополнительные материалы: