Уровень образования улучшает здоровье и увеличивает продолжительность жизни
Святой Августин считал, что знание
приносит радость, а просвещенные люди говорили, что образование – это
путь, по которому можно привести народ к счастью. Трудно вычислить,
насколько более счастливыми делает нас образование, но есть
свидетельства того, что высокий образовательный уровень положительно
сказывается на здоровье и продолжительности жизни."Каждый год дополнительного обучения увеличивает на полтора года
продолжительность жизни по достижении 35 лет". "Смертность среди людей
со средним образованием на 54% выше, чем среди людей с высшим". "По
достижении возраста 25 лет, у людей, имеющих законченное высшее
образование, продолжительность жизни на семь лет выше, чем у имеющих
среднее образование". Таковы некоторые из выводов, к которым пришли
авторы недавних исследований о влиянии образования на жизнь человека.
Многие исследователи, представляющие разные сферы деятельности и
разные страны, анализировали влияние уровня образования и пришли к
выводу и тесной связи между образованием и здоровьем. "Существуют
огромные различия в таких показателях как продолжительность жизни,
смертность или депрессивность среди людей с различным уровнем
образования", - считает Адриана Льерас-Муней (Adriana Lleras-Muney),
профессор экономики в Калифорнийском университете, проводившая
исследования взаимосвязи между здоровьем людей и их образовательным
уровнем в США и других странах американского континента.
И это наблюдается не только по одну сторону Атлантики. Несколько лет
тому назад ученые из Института Гранады опубликовали доклад с целью
перераспределения медицинского обслуживания, где указывалось, что люди с
более низким образовательным уровнем реже посещают врачей.
А взаимосвязь между продолжительностью обязательного школьного
обучения и продолжительностью жизни, которую обнаружила Льерас-Муней в
США и Доминиканской Республике, описывается также в аналогичных
исследованиях, проведенных в Швеции, Дании, Англии и Уэльсе.
Почему? Как продолжительность обучения влияет на продолжительность
жизни? Директор стэндфордского Центра изучения долголетия Лаура
Карстенсен (Laura Carstensen) заявила, что люди с более высоким уровнем
образования получают более высокооплачиваемые должности, требующие
меньшей физической нагрузки и доставляющие большее удовольствие. Они
проживают в более безопасных районах, ведут более здоровый образ жизни и
менее подвержены стрессу.
Хавьер Салинас (Javier Salinas), заведующий кафедрой экономики и
финансов в мадридском Автономном университете, исследовавший взаимосвязь
между образованием и индивидуальным благосостоянием, поясняет, что
теория человеческого капитала рассматривает образование в качестве
капиталовложения в личное благосостояние, поскольку оно увеличивает
шансы на рынке труда, сохранить рабочее место, получить продвижение по
службе и повышение зарплаты. Оно также сокращает время на выполнение
рутинных заданий и расширяет участие в принятии важных решений, оказывая
положительное влияние на здоровье.
С совершенно иной точки зрения рассматривает вопрос Мануэль Мартин
Лоэчес (Manuel Martín Loeches), заведующий отделом познавательной
нейронауки в центре UCM-ISC3 по изучению эволюции и поведения человека.
Он утверждает, что в нашей цивилизации людям с образованием удается
добиться положительных изменений в социальном и биологическом плане,
потому что образование предоставляет более широкие возможности для
решения жизненных проблем, лучшего трудоустройства, больших доходов и
лучшего социального положения. "Все это очень важно, потому что мы
существа в высшей степени социальные, и если у тебя хорошее положение в
группе, то ты найдешь себе лучшую пару, обладающую хорошим здоровьем, а
это в свою очередь даст обильное и здоровое потомство".
Адриана Льерас-Муней считает, что люди с более высоким
образовательным уровнем обладают и большим доступом к информации и, как
следствие, первыми узнают о научных новинках и медицинских
рекомендациях. "Они первыми узнали о вреде табака, а также о том,
насколько важно пристегивать ремень безопасности в автомобиле. Кроме
того, они быстрее воспринимают информацию, им легче осознать новые
веяния и изменить свое поведение, потому что они хотят сохранить свое
здоровье и продолжать наслаждаться радостями жизни (активный досуг,
отношения с другими людьми и т.д.), которые, по их мнению, того стоят", -
продолжает исследователь.
Однако все эти экономические и социальные доводы о том, что благодаря
образованию мы живем дольше и лучше, похоже, теряют убедительность в
свете исследования долголетия, проведенного неврологом Дэвидом Сноудоном
(David Snowdon) среди группы монахинь. Все они поступили в монастырь в
возрасте около 20 лет и до конца своих дней жили на одни и те же
средства, в одной и той же обстановке, с тем же самым рационом, одними и
теми же повседневными обязанностями, пользовались одними и теми же
медикаментами. Сноудон отметил, что монахини, имевшие более высокий
образовательный уровень при поступлении в монастырь (исследователь
составил свое представление об этом по знанию грамматики, орфографии,
сложности фраз, которые они использовали при написании автобиографий,
когда принимали постриг), жили лучше, дольше и в меньшей степени были
подвержены болезни Альцгеймера.
Одно из объяснений приведенных данных заключается в том, что люди с
более высоким уровнем образования поддерживают мозг в постоянной
активности, обновляют свои нейроны и легче переносят процесс старения.
Однако есть и те, которые объясняют это процессом естественного отбора:
не образование меняет людей, делая их более здоровыми и продляя им
жизнь, а те, кто рождаются более умными и здоровыми, в итоге получают
лучшее образование. Так что же все-таки было вначале: яйцо или курица?
Что бы ни было первопричиной, все признают наличие очевидной связи
между уровнем образования, материальным благосостоянием, уровнем
смертности и состоянием здоровья людей. Как считают многие
исследователи, именно отсюда вытекает прямая взаимосвязь между уровнем
образования и удовлетворением - физическим и умственным, которую
выражают формулой "чем выше образование, тем больше счастье". Некоторые
объясняют биологическими реакциями организма: когда человек учится, он
получает удовольствие, поскольку сам процесс обучения стимулирует
выработку дофамина, нейромедиатора, вызывающего чувство удовольствия и
активизирующего нейроны, что, в свою очередь, положительно сказывается
на умственном состоянии. Некоторые связывают образование со счастьем,
заявляя, что обучение - это всегда вызов, а преодоление трудностей
является стимулом, который положительно воздействует на человеческий
мозг и вызывает чувство удовлетворения.
Исходя из своих наблюдений, профессор Льерас-Муней утверждает, что
люди с более высоким уровнем образования обладают большими способностями
планировать свое будущее и управлять своими эмоциями, так что в итоге у
них складываются более успешные и полноценные отношения с окружающими:
уровень разводов и депрессивных настроений среди них значительно ниже,
отмечает она, что в итоге может привести к повышению уровня их
удовлетворенности. "Если под большей образованностью понимается развитие
способностей и навыков по решению проблем, то наверняка в долгосрочной
перспективе это будет означать и большее удовлетворение, поскольку эти
навыки позволят эффективно противостоять неожиданным жизненным
ситуациям и тем сложностям, которые ставит перед ними
действительность", - считает Габриэла Топа (Gabriela Topa), профессор
социальной психологии и психологии организаций Национального
университета заочного образования (UNED). Но при этом она отмечает, что
речь идет не о прямой взаимосвязи - "образование никому не гарантирует
того, что он будет счастливым", а о косвенной: "Если у тебя больше
способностей и средств, то ты сможешь лучше прожить жизнь во всех ее
проявлениях, включая сложности, болезни и смерть".
Хавьер Салинас обращает внимание на то обстоятельство, что
соотношение образование-счастье не является механическим и не всегда
работает. "Образование расширяет ту совокупность благ, которыми может
пользоваться человек, так что чем выше образовательный уровень, тем выше
способность оценки ценностей, творческой и стимулирующей деятельности,
тем выше благосостояние. Но уровень образования неуклонно рос после
Второй мировой войны, и несмотря на это, люди ощущают все более высокий
уровень субъективного благосостояния", - считает ученый. По его мнению,
объяснение состоит в том, что более высокий образовательный уровень
может дать больше возможностей, но при этом может также и вызвать рост
человеческих запросов и превратиться, таким образом, в источник
неудовлетворенности. "Если в силу высшего образования у тебя завышенные
пожелания по отношению к твоему статусу, работе и отношениям с
окружающими людьми, и эти пожелания не исполняются, то ты почувствуешь
неудовлетворенность. Соответственно, то счастье, которое тебе может дать
образование, в значительной степени будет зависеть от тех ожиданий,
которые ты возлагаешь на отдачу от образования", - указывает Салинас.
С точки зрения нейронауки, Мануэль Мартин Лоэчес поясняет, что, хотя
образование и обеспечивает более крепкое здоровье, лучшее
благосостояние и предоставляет больше рациональных инструментов для
того, чтобы быть счастливыми, при этом оно не является гарантией всего
этого, поскольку не в состоянии изменить естественную эволюционную
тенденцию людей, которая заключается в том, чтобы выше ценить
отрицательное, чем положительное. Именно эта черта в течение
тысячелетий обеспечивала выживание рода человеческого.
Петра Перес Алонсо-Гета (Petra M. Pérez Alonso-Geta), антрополог и
заведующая кафедрой теории образования в университете Валенсии, считает,
что с антропологической точки зрения чисто человеческой отличительной
особенностью является всеобщее и не имеющее четкого выражения
стремление к счастью. "Человек хочет быть счастливым, независимо ни от
чего, и каждый считает, что какая-то вещь сделает его счастливым, но
когда он ее достигает, то выясняется, что она ему уже не нужна, и он
стремится к другой форме счастья. Но все дело в том, что ничто не может
обеспечить вечного счастья, лишь какие-то отдельные моменты полноты
ощущений и расцвета сил. Ведь счастье - это весьма личное ощущение,
которое испытываешь по мере того, как твои желания начинают
соответствовать окружающей действительности", - поясняет он. В качестве
примера ученый приводит убежденность его студентов в том, что они
станут счастливыми, когда закончат учебу и получат работу. Однако
потом, получив работу, они тут же начинают думать о том, что работа
должна была бы быть другой, и вот тогда они были бы по-настоящему
счастливыми, "поскольку наши желания всегда опережают
действительность". Но даже если обретение счастья будет зависеть
исключительно от каждого отдельно взятого человека, Перес Алонсо-Гета
подчеркивает, что существуют факторы обстоятельства, которые помогают
его достичь, как, например, хорошее здоровье или образование.
"Образование не преследует в качестве главной на обретение счастья, но
оно подготавливает тебя к жизни и помогает выйти за пределы
повседневности, ставить перед собой задачи и выстраивать настоящее для
их выполнения. И когда ты достигаешь этих целей, ты чувствуешь полноту
ощущений. Образование помогает тебе понять, что счастье - это цель,
которая не зависит от других. Это нечто такое, что можешь пережить
только ты и именно ты можешь наметить шаги к достижению этой цели. Кроме
того, это дает тебе дополнительные возможности для эстетического и
интеллектуального наслаждения, вызывающие положительные ощущения и
способствующие общему благополучию", - подытоживает исследователь.
Позиционная ценность
Исследования соотношения между образованием и благополучием,
проведенные Хавьером Салинасом, свидетельствуют о том, что не все
обладают равными возможностями получения образования: разные возможности
у мужчин и женщин, у людей из разных социальных слоев. "В то время как
образование само по себе оказывает положительное влияние на социальное
положение женщин и их удовлетворенность жизнью, мужчины скорее
рассматривают его как орудие и получают удовлетворение от образования
посредством улучшения повышения своего профессионального статуса и
продвижения по работе", - считает заведующий кафедрой экономики и
финансов в мадридском Автономном университете.
И добавляет, что степень удовлетворенности, которую дает образование,
зависит от социальной среды, в которой обитает человек. "Образование
тесно связано с пониманием счастья в менее развитых странах, в то время
как в странах с более высоким доходом на душе населения эта связь не
столь ярко выражена или даже имеет отрицательный характер", - отмечает
Салинас. Потому что, как и в случае с богатством, образование
представляет собой позиционную ценность. Соответственно, в тех странах,
где очень мало людей с высшим образованием, те, кто его имеют,
находятся в привилегированном положении по отношению к остальным, что
положительно сказывается на их благополучии и удовлетворенности. А в
странах, где уже многие имеют высшее или среднее образование, это
обстоятельство уже не так сильно влияет на их социальный статус. "И в
развитых странах степень удовлетворенности от образования различная у
людей с низкими и средними или высокими доходами. В этих странах больше
людей, имеющих высшее или среднее образование, и это достижение уже не
ценится столь высоко и не имеет столь решающего значения", - добавляет
он.
От ред.:
Много объяснений данного явления, а эффект один - образование несет
здоровье и увеличивает продолжительность жизни.
Главная ошибка
современной геронтологии - это отсутствие схемы "внутренний потенциал
человека - продолжительность жизни".
С точки зрения гуманизма
объяснение данного явления простое.
Невежество приводит к
психосоматическим отклонениям и отрицательному
влиянию второй сигнальной системы, что приводит к слепому мировоззрению, стрессам,
отрицательным условиям жизни, сложным обстоятельствам, к нарушению
внутреннего
естественного положительного образа, наконец, к отклонениям в позитивном психологическом портрете
человека. Это приводит к снижению максимальной видовой продолжительности
жизни человека 110-120 лет.
Для достижения максимума видовой продолжительность жизни человека используют
резонансы токов нервной системы, при котором происходит поляризация
нервной системы и психики человека. Для этого с помощью психорегуляции
(или антропорегуляции) используют резонансы токов простатического
нервного сплетения и передней префронтальной части лобной доли головного
мозга человека (каверзный центр). При резонансе восстанавливается
естественный положительный образ человека.
Пример. Поставила
цель – «омоложение и красота», моментальным теплом отозвался
простатический центр. Конкретно лепестки 80, 78, 79 и 82. Сначала просто
приятное тепло пульсировало в лепестках, отдаваясь легкой волной
наслаждения по телу. Пошло ощущение легкого парения, появилась улыбка,
заработала каверза. Нашла резонанс, увидела, что из лепестков в тело
струиться светло розовая энергия, практически просто чисто белая, такой
еле уловимый был оттенок. Опять напряглась каверза, ищу резонанс – пошли
картинки. Было три образа, где присутствовала одна и та же женщина.
Точнее, это была я, правда несколько иная, более взрослая, некоторые
изменения во внешности. Красивая. Но красота, скорей души. Сразу
обращаешь внимание на исходящий свет и излучение любви.
Образ №1
Женщина с грудным ребенком на руках, кормит его грудью. Глаза светятся
счастьем и любовью. Малыш мирно посапывает на любящих руках. У женщины
слегка вьющиеся темные волосы.
Комната наполнена светом и чистым
воздухом, открыто окно, ветер колышут прозрачную тюль. Весь образ –
состояние гармонии, любви, умиротворения.
Образ №2
Эта же
женщина с двумя хвостиками, заливаясь смехом, прыгает на батуте,
вскидывая руки к небу на встречу солнцу. Состояние – детской чистоты,
открытости, радости, спокойствия.
Образ №3
Теплый летний
вечер, полоска песчаного пляжа, солнце красками играет на море. Женщина с
двумя детьми за руки идет по кромке пляжа. Легкий сарафан развевается
на ветру. В глазах – мудрость. От лица исходит какой-то свет. Проходящие
мимо мужчины, останавливаются, оборачиваются вслед. Дети заливисто
смеются, доверчиво прижимаясь. Это образ – полной гармонии с миром,
любви, счастья и полной открытости.
Сердечный центр приятным теплом отозвался на данный образ.
После того как остановилась на данном образе, по всему телу пошло
состояние легкой невесомости, словно сижу на облаке, слегка висящим в
воздухе.
В таком подходе развивается духовное богатство человека.
Для
получения сравнительной характеристики
любых плодов деятельности человека.
Обеспеченная денежная единица
представляет собой вектор гуманитарной эволюции современных фиатных денег, является конформной валютой для
рынка интеллектуальной
собственности, Всемирной
Паутины и любого правового государства.