Гуманизм — (от лат. «homo» — человек, «humanus» — человеческий, человечный, «humanitas» — человеческая природа) — особый тип философского мировоззрения, высшей ценностью которого является человек с его земными делами и свершениями, с присущими его природе способностями, влечениями и способами их развития, с характерными для него нормами поведения и отношениями.
Кратко, гуманизм - это изучение человеческой природы от первооткрывателя законов природы до раскаявшегося преступника-убийцы, в котором главным приоритетом является человеческая жизнь.
В широком смысле слова гуманизм — это доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство независимо от каких-либо исполняемых им социальных функций и ролей, усматривающее в нем самостоятельный источник творческих сил и совершенствования. В современной научной литературе под гуманизмом понимается вся совокупность антропологических и гуманитарных наук (в этом смысле К. Леви-Стросс говорит о «трех видах гуманизма», последовательно включающих в себя изучение дописьменных культур примитивных народов, греко-римской античности и цивилизаций Востока), а так же все явления духовной жизни древности, Средних веков, в странах Востока, выходящее по своим масштабам далеко за рамки одного лишь гуманизма западноевропейского Возрождения (напр., для Н. И. Конрада гуманизм времен Ренессанса — лишь одна из исторических форм гуманизма, который существовал в древности).
«Счастливый человек» (Happy Human) выбран в качестве официального символа гуманистическими организациями Возникновение термина ГуманизмНо как бы широко данное понятие ни трактовалось в современной исторической науке, своим возникновением термин ГУМАНИЗМ обязан прежде всего культурной практике Возрождения, положившей начало — в результате обращения к античности. Само понятие впервые ввел
Цицерон, древнеримский философ, оратор, 106 до н. э. - 43
до н. э.. Под гуманизмом античный философ понимал высшее культурное и нравственное развитие
человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с
человечностью.
В эпоху Возрождения создается совершенно новая (светская) культура, во многом противоположная культуре Средневековья с ее господством религии и Церкви в духовных и мирских делах. Именно в эту эпоху культура начинает постепенно отделяться от культа (процесс, получивший название секуляризации разума и культуры), приобретая самостоятельную значимость и ценность.
Если одни западные историки (напр., П. О. Кристеллер) усматривают в гуманизме эпохи Возрождения всего лишь технический термин, обозначающий определенную педагогическую и культурную программу, набор дисциплин гуманитарного профиля (грамматика, риторика, история, поэтика, этика и др.), то другие (Э. Гарэн) придают этому явлению прежде всего философский смысл, видя в нем принципиально новое по сравнению со средневековым понимание природы и назначения человека. По словам Я. Буркхардта, «именно в Италии эпохи Возрождения человек и человечество были впервые познаны в полной мере и в их глубочайшей сущности. Уже одного этого достаточно, чтобы проникнуться вечной благодарностью Ренессансу. Логическое понятие человеческого (Menschheit) существовало с давних пор, но только Возрождение вполне познало суть этого понятия» («Культура Италии в эпоху Возрождения». М., 1996, с. 306).
В отличие от античного космоцентризма и средневекового теоцентризма новоевропейский гуманизм отстаивает антропоцентрическую картину мира, в которой человек занимает самостоятельное («срединное») место между Богом и природой, небом и землей. В ряду многообразных знаний о внешнем мире и Боге знание о природе самого человека гуманизм считал высшим и единственно доступным для людей видом знания, утверждая при своем возникновении приоритет гуманитарного знания перед естественнонаучным, с одной стороны, и средневековой схоластикой — с другой. По словам
Петрарки (итальянский проторенессанс, 1304-1374), одного из первых итальянских гуманистов, «к чему знать свойства зверей, птиц, рыб и змей, если не знать или не желать узнать природу человека, ради чего мы рождены, откуда приходим и куда идем» (цит. по: Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986, с. 45).
Наибольшее влияние эта традиция оказала на развитие социально-философской мысли — гуманистический идеал личности как свободной индивидуальности, способной к самосозиданию и творчеству, породил мечту об обществе, в котором эта способность будет полностью реализована в жизни, что привело к возникновению первого утопического социализма -
Т. Мор (1478 - 1535, английский мыслитель-гуманист и писатель Святой Католической церкви),
Т. Калтанелла (1568-1639, итальянский философ и писатель). В дальнейшем, ход истории приведет к социально-политическим и демократическим революциям.
Человек рассматривается как свободное существо, способное творить самого
себя, придавать себе ту природу, которую он сам пожелает как субъект
познания и деятельности, опирающийся в своих действиях на собственный
разум и творческие потенции. В этом состояло главное открытие гуманизма,
которое получило развитие в рационалистической мысли Нового времени,
утверждавшей решающее значение человеческого разума как в познании мира,
так и в создании новых социально-политических форм общества.
Одновременно с классическим гуманизмом, с основанием
Фичино (1433 - 1499, гуманист, переводчик, философ, астролог) флорентийской Платоновской академии перед угрозой преследования со стороны инквизиции и под защитой
Козимо де Медичи (1389-1464, основателя династии Медичи) последовала вспышка интереса к герметизму, мистике и культуре
античности, что сложило «герметический корпус», привело к
появлению
масонских лож и герметических Орденов.
Новое времяТема кризиса гуманизма и соответственно критики основных установок гуманистического сознания становится преобладающей в 19—20 вв. на постклассическом этапе развития философской мысли, вызванном сомнением в способности человека в условиях современного общества сохранять позицию свободного и автономного субъекта. Уже
Ф. Ницше (1844-1900, немецкий мыслитель и философ) объявил войну всему «слишком человеческому», усматривая в современности конец христианской культуры и приход в мир «сверхчеловека» с его «волей к власти» (впрочем, вопрос об отношении Ницше к гуманизму до сих пор остается спорным). В 20 в. для романтически и консервативно настроенных критиков западной цивилизации гуманизм — одна из причин резкого снижения духовного уровня, разрыва с морально-религиозными и аристократическими ценностями средневекового общества. Противоядием от «омассовления» культуры
X. Ортега-и-Гассет (1883-1955, испанский философ) считал «дегуманизацию искусства», разрушение внешнего правдоподобия в художественном произведении. По мнению
Н. А. Бердяева (1874-1948, русский религиозный и политический философ), главный изъян гуманизма — в отрыве человека от Бога, в утверждении «человекобожества» (в противоположность «богочеловечеству»), что в конечном счете ведет к самоистреблению человека и иссяканию его творческих сил, возникновению нигилизма (Ницше) и социализма (Маркс).
В других вариантах социально-философской мысли гуманизм сохраняет значение основополагающей культурной ценности, с позиции которой ведется критика капитализма как общества, исключающего подлинную свободу и автономию человека, подчиняющего его власти рационально организованных сил в лице финансово-промышленных корпораций, политической бюрократии и электронных средств массовой информации. Критика эта характерна для многих направлений левого толка и различных представителей неомарксизма, в частности Франкфуртской школы (М. Хоркхаимер. Т. Адорно, Г. Маркузе), неофрейдизма (Э. Фромм) и др.
Трагическая судьба гуманизма в 20-м столетии — центральная тема экзистенциализма. Согласно
М. Хайдеггеру (1889-1976, немецкий философ), несостоятельность новоевропейского гуманизма заключена в абсолютизации им человеческой субъективности как условия познания и покорения внешнего мира посредством науки и техники, в забвении человеком «истины бытия», только и придающей смысл его существованию (см. «Письмо о гуманизме»). Задача человека — не навязывать свою волю сущему, а лишь вслушиваться в голос «бытия», как он звучит в языке, приобщаясь к сакральности действительного мира. Этой в целом антигуманистической позиции Хайдеггера противостоит точка зрения
Ж.-П. Сартра (1905-1980, французский философ), трактующего экзистенциализм как гуманизм, понимая под этим свободу каждого в решении своей судьбы: экзистенциальный гуманизм в отличие от классического апеллирует к человеку не как к родовому существу (трансцендентальному или абсолютному субъекту), а как к конкретному индивиду в уникальности и неповторимости его личного существования.
Линия «теоретического антигуманизма», исключающая из анализа общества и культуры установку на человеческую субъективность, растворяющая человека в различного рода структурах, представлена в современной философии структурализмом и постструктурализмом. Хотя основоположник структурной антропологии
К. Леви-Стросс (1908-2009, французский этнограф и культуролог) отрицал свою причастность к антигуманизму, именно в лоне этого направления было провозглашено безусловное первенство безличных и объективных структур над индивидуальными и коллективными действиями человека. Такая установка привела в постструктурализме к тезису о «смерти человека» в различных «дискурсивных практиках» (М. Фуко), к технике постмодернистской «деконструкции» (Ж. Деррида), исключающей любые ценностно-мировоззренческие ориентиры и цели.
Современное времяПоиски новых форм гуманизма, соответствующих духу времени, ведутся в современной западной философии как в т. н. неоязычестве «новых правых», так и в христианской — католической и протестантской — мысли (К. Барт, Ричард Нибур, П. Тиллих), неотомистский проект «интегрального гуманизма» Ж. Маритена. Дискуссия вокруг гуманизма и его судьбы в современном мире указывает не только на глубокий кризис, переживаемый этим мировоззрением, но и на его непреходящее значение для всей истории человечества.
Одним из таких мировоззрений является светский гуманизм.
Светский (секулярный) гуманизм (англ. Secular humanism) — одно из направлений современной философии гуманизма, мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью. Гуманистическое мировоззрение противопоставляется религиозному, подразумевает особую ответственность перед человечеством и этические последствия человеческих решений. От религиозного гуманизма отличается тем, что отвергает религиозную веру как принципиально иллюзорный способ ориентации человека в мире.
Принципы светского гуманизма:
- Свободное исследование. — Недопустимость любого вида цензуры, догматизма; свобода прессы и средств коммуникации.
- Отделение церкви от государства. — Во избежание нарушения принципа свободного исследования необходимо отделить церковь от государства.
- Идеал свободы. — Недопустимость любой формы тоталитаризма, идеал уважения прав меньшинства и власти закона.
- Этика, основанная на критическом мышлении. — Независимость этики от религии. Возможность и необходимость вывода моральных норм без религиозного откровения.
- Моральное образование. — Необходимость нравственного воспитания и образование детей. Недопустимость навязывания религии молодым людям, прежде, чем они будут способны дать на это добровольное и осмысленное согласие.
- Религиозный скептицизм. — скептическое отношение к претензиям сверхъестественного на реальность.
- Разум. — Использование рациональных методов исследования, логики и опыта в процессе накопления знания и установления критериев его истинности.
- Наука и техника. — Признание научного метода наиболее достоверным способом понимания мира.
- Эволюция. — Порицание попытки креационизма включать в учебники биологии религиозных доктрин, потому как «очевидность фактов настолько убедительно подтверждает само существование эволюции видов, что отрицать его слишком трудно».
- Образование. — «Образование должно быть неотъемлемой составляющей созидания гуманных, свободных и демократических обществ». Передача знания, поощрение морального роста, обучение профессиям, помощь в выборе жизненного пути, преподавание правил поведения в демократическом обществе, стремление развивать способность к критическому мышлению. Опасность СМИ, как средства навязывания догм.
В число важнейших методологических принципов светского гуманизма входит принцип свободного критического исследования, включающий идею приложения ресурсов разума и науки ко всем областям природы, общества и человеческого поведения. Это предполагает недопустимость каких-либо ограничений научного познания и экспериментальных исследований во всех областях, будь то этика, политика, религия, паранормальные явления или медицина. При этом такие исследования не должны противоречить закону и нарушать базовые этические и экологические стандарты, принятые в данном сообществе.
Светский гуманизм связывает происхождение феномена гуманизма с закономерностями мирового космоэволюционного процесса, считая гуманизм естественным результатом мировой эволюции.
В настоящее время светский гуманизм является наиболее организованным и влиятельным интеллектуальным и моральным направлением в мировом гуманизме. Это наиболее ярко выражается в деятельности Международного гуманистического и этического союза (МГЭС — IHEU, учрежден в 1952 г.), ныне объединяющего национальные гуманистические общества более чем 30 стран с общим числом членов более 5 миллионов человек. Организаторы МГЭС принимали активное участие в организации ООН. Среди них можно упомянуть
лорда Джона Бойд Орра (1880-1971), первого главу Всемирной продовольственной организации (WFO),
Джулиана Хаксли (1887-1975), первого генерального директора ЮНЕСКО, а также
Брока Чисхолма (1896-1971), первого главу Всемирной организации здравоохранения (WHO).
Религиозный гуманизм (англ. Religious humanism) — одно из направлений современной философии гуманизма, подразумевает интеграцию гуманистической философии с религиозными обрядами и верованиями, в центре которых человеческие потребности, интересы и способности. Многие религии, как индуизм, буддизм и системы мировоззрения, такие как конфуцианство, даосизм и зороастризм, которые сосредотачиваются на человеческой природе действуют больше, чем богословие, и всегда были в первую очередь гуманистическими. Однако в настоящее время, в гуманизме доминирует почти исключительно светский гуманизм. Это породило новую версию гуманистической религии, которые схожи по философии светского гуманизма и прежде всего различаются по своим определением религии и их позиции на сверхъестественные убеждения. Религиозные гуманисты одобряют религиозных обряды и ритуалы. Но они отрицают существование сверхъестественного и загробной жизни,
рассматривая данные воззрения как выражение «искренней устремлённости, поисков и
духовного опыта», вдохновляющего человека на следование «высшим нравственным
идеалам».
В одной из своих проповедей
Куртис В. Ризе (1887-1961) из унитарианской церкви в г. Де-Мойн (штат Айова) заявил: «Революция в области религии, состоящая в переходе от теократии к гуманизму, от автократии к демократии, вызревала в течение долгого времени… Демократическая религия принимает форму „посюсторонности"… Согласно демократической религии, главная цель человека состоит в том, чтобы содействовать человеческому благополучию здесь и теперь». Впоследствии Ризе стал известным представителем религиозного гуманизма в США, а в 1949-50 гг. возглавлял Американскую гуманистическую ассоциацию.
Первый гуманистический манифест (англ. A Humanist Manifesto (Humanist Manifesto I)) вышел в 1933, главная идея которого состояла в необходимости создания новой нетрадиционной гуманистической религии. В Манифесте подчёркивалось, что развитие человеческого общества, новые научные концепции и достижения требуют пересмотра отношения к религии: «Нынешняя эпоха породила огромные сомнения в традиционных религиях, и не менее очевиден тот факт, что любая религия, претендующая на то, чтобы стать объединяющей и движущей силой современности, должна отвечать именно теперешним нуждам. Создание такой религии — главнейшая необходимость современности».
В настоящее время появился гуманистический буддизм, который охватывает все буддийские учения со времен
Гаутамы Будды (563 до н. э. — 483 до н. э., духовный учитель и легендарный основатель буддизма) до наших дней. Практики Будды основаны исключительно на ранних текстах, на анализе теории неявных ошибок, содержащихся в разных стадиях эволюции буддийской традиции, в критике непонимания и злоупотребление «авторитетами» основ Будды. Цель Гуманистического буддизма является бодхисаттва, который стремится помочь всем живым существам освободиться самостоятельно. Гуманистический Буддизм уделяет больше внимания вопросам мира, а не о том, как оставить мир позади, по уходу за жизнью, а не мертвым, на пользу другим, а не на благо себя, на всеобщее спасение, а не спасение только себя.
Трансгуманизм - рациональное мировоззрение, рожденное в современную эпоху, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, которое признаёт возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение человека и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека. В 1998 году философы
Ник Бостром (1973) и
Девид Пирс основали Всемирную ассоциацию трансгуманистов.
Главной целью трансгуманизма является бесконечное совершенствование человека с использованием всех возможных для этого способов. Для достижения этой цели трансгуманизм предлагает:
- всячески поддерживать технический прогресс;
- изучать достижения науки и техники, вовремя предотвращать опасности и нравственные проблемы, которые могут сопутствовать внедрению этих достижений;
- расширять свободу каждого отдельно взятого человека, используя научно-технические достижения;
- как можно более отдалить, а в идеале — отменить старение и смерть человека, дать ему право самому решать, когда умирать и умирать ли вообще;
- противостоять учениям и организациям, имеющим цели, противоположные идеям трансгуманизма — отказ от технического развития, «возвращение к природе», религиозный фундаментализм, традиционализм, и прочие формы идеологий антимодернизма и антипрогрессизма.
Трансгуманисты поддерживают разработку новых технологий; особенно перспективными они считают нанотехнологию, биотехнологию, информационные технологии, разработки в области искусственного интеллекта, загрузки сознания в память компьютера и крионику.
Многие трансгуманисты считают, что непрерывно ускоряющийся технический прогресс уже к 2050 годам позволит создать постчеловека, способности которого будут принципиально отличаться от способностей современных людей. Особенно в этом помогут генная инженерия, молекулярная нанотехнология, создание нейропротезов и прямых интерфейсов «компьютер—мозг».
Критика современного гуманизма. Современный гуманизм соединяет разнородные взгляды, идеи и теории разных эпох. Смысл такого гуманизма заключается в подмене одних логических оснований другими или на авторскую эклектику. Эклектика отличается тем, что в этих работах отсутствуют авторские духовно-философские открытия и качественно новые культурные знания, они включает в себя поиск ответов на вечные вопросы и творческую переработку различных религиозных, философских, оккультных, метафизических и научных учений. Пустота и
бесплодность таких эклектических гуманистических построений можно отметить на примере одного из главных этических положений - старение и максимальная естественная продолжительность жизни человека.
Для человека старение всегда имело особое значение. Веками философы, мудрецы обсуждали причины старения, алхимики искали эликсир молодости, а религии придавали старению сакральное значение.
В современном гуманизме происходит подмена оснований и целостности "продолжительность жизни человека", когда указывают на увеличение средней продолжительность человека при рождении от 20 лет во время неолита, до 30 лет в Средневековье, 35-40 лет начало 20-го века до 67 лет в настоящее время. На самом деле за всю историю существования современного человека изменения
максимальной естественной продолжительности жизни незначительны и составляют те же 110-122
года. Это рекордсмены долгожители, что в настоящем временем -
Жанна Кальман, 1875-1997 (122 года); что в 9 веке - полулегендарный даосский святой
Чэнь Туань, 871-989 (118 лет), во 2 веке -
Чжан Даолин, даосский патриарх-отшельник и основатель Школы Небесных Наставников Тяньши дао, 34-156 (122 года); в древние времена -
Фу Си, легендарный первый император Китая, правил 2852-2737 год до н. э. (115 лет).
Так же подделка эклектицизм отмечается в другом важном гуманистическом положении "естественные человеческие способности, влечения и способы их развития". Человеческие способности, как творческие, умственные, конструктивно-технические, музыкальные, литературные, художественно-изобразительные и физические остаются прежними. Более того, иногда можно выделить их падение, взяв античность (VIII в. до н. э. — V в. н. э.) и сравнив с современными достижениями. Например, изобразительное искусство:
АНТИЧНОСТЬ:
Древняя Греция (Эллада), 8-2 век до н. э. Ника Самофракийская (богиня Победы), автор неизвестен, ок. 190 до н.э. Лувр, Париж.
Древняя Греция (Эллада). Афродита, Эрос (Амур, бог Любви) и Пан (бог
пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы), 100 до н.э.,
Дельфы, Греция
Древняя Греция (Эллада). Атлант Фарнезский, ок. 200 до н.э., Нац. музей
Неаполь. Атлас (или Атлант; др.-греч. Аτλας) — в греческой мифологии
могучий титан, сын титана Иапета и Климены (варианты: Фемиды, Асии),
брат Прометея, Эпиметея и Менетия. Атлант держит на голове и руках
небесный свод. Изобретатель небесной сферы со звездами; символом
выносливости и терпения 19 век и СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ:
Мыслитель. 1879-1889. Огюст Роден. Скульптура является одной из наиболее известных работ.
ТАЛАНТ И ВДОХНОВЕНИЕ. 1905. Камилла Клодель.
Модель 47-метровой скульптуры "Колосс Олимпийский". 2008. Зураб Церетели В случае трансгуманизма выделяют следующие угрозы, связанные с подменой достижений естества человека на научно-технические достижения:
- Недостижимость (аргумент «Футурхупа» — расхваливания будущего).
- Высокомерие (аргумент игры в Высший Разум).
- Презрение к плоти (аргумент протезирования, как источника молодости)
- Упрощение человеческой личности (аргумент «Достаточно»).
- Генетическое дробление (аргумент «Гаттаки»).
- Разделение общества на Высших и Низших. В частности, рассматривается угроза расслоения человечества на бессмертную, неуязвимую и почти всемогущую финансово-политическую верхушку и подконтрольную ей массу «обычных» людей (аргумент социальной несправедливости).
- Угроза этике, нравственности и демократии (аргумент «Дивного нового мира»).
- Дегуманизация, создание нечеловека (аргумент Франкенштейна).
- Фантом принуждения (аргумент евгенических войн).
- Угрозы существованию человечества (аргумент Терминатора)
Подделкой эклектицизма под гуманизм легче всего обманывать массы, давая кажущееся удовлетворение,
якобы учитывая все стороны процесса, все тенденции развития, все
противоречивые влияния и прочее. А на деле нет никакого цельного и
революционного понимания гуманизма.
В современную эпоху из направлений гуманизма можно выделить появление научного гуманизма (не путать с натуралистическим).
Научный гуманизм — практическая система мировоззрения, сконцентрированная на естественное рациональное самосовершенствование человеческой личности, изучение достижений духовной культуры и на вере в высшую ценность человека. Прежде всего такой гуманизм дает определение, что есть ЧЕЛОВЕК. В таком определении заключены 1) познавательные схемы взаимодействия Вселенная, Человек и Микрокосмос; 2) понимание места человека в Мире; 3) понимание как влияют те или иные исследования на экологию, что есть совесть, нормы поведения, склонности, пороки и способности человека. Например, в научном гуманизме практически раскрывается, как производятся новые идеи, открытия и произведения, словом — как происходит индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности для создания предметов материальной и духовной культуры.
Манифест научного гуманизма несколько отличается от гуманизма и его устремления Американской гуманистической ассоциацией (АГА):
- Познание мира происходит в результате наблюдения, экспериментирования и рационального анализа.
- Человеческие существа являются неотъемлемой частью природы и результатом эволюционного изменения.
- Этические ценности происходят от тех человеческих потребностей и интересов, которые проходят проверку опытом.
- Жизнь приобретает смысл в счастье и служении личности гуманным идеалам.
- Человеческие существа социальны по своей природе и находят смысл во взаимоотношениях между собой.
- Работа на благо общества и самосовершенствование максимизирует счастье индивидуума.
- Высшим гуманным идеалом является эмпирическое естественно-научное познание человека и его взаимодействия с природой.
Фундаментальное отличие научного гуманизма от других направлений заключается прежде всего в последнем пункте Манифеста. В научном гуманизме делается упор на человеческой способности выхода за пределы существующих знаний, практическое эмпирическое исследование антропорегуляции и внешних систем, включая выработку критериев, правил безопасности, накопление и передачу культурно-духовных достижений следующим поколениям, получение духовно-философских открытий и качественно новых культурных знаний. Например, изобретение колеса - это выход за пределы знаний далекого 5 тыс. лет до н.э. на территории современной Румынии (Кукутени), далее за тысячелетие колесо появляется в Германии, Болгарии, Польше, Триполье, Южнорусских степях, Северном Кавказе... Остальные направления современного гуманизма строятся на риторике и авторской переработке с соединением разнородных учений, тенденций и теорий разных эпох без авторских фундаментальных открытий собственной природы и, в широком смысле, человека. Такие учения подобны однолетним растениям, жизненный цикл которых: созревание, цветение и смерть занимает один лишь вегетативный год.
В структуру научного гуманизма входит научный метод построения новых знаний о природе человека, входят:
- Наблюдение фактов и измерение, количественное или качественное описание наблюдений антропорегуляции. В таких описаниях с необходимостью используются различные абстракции.
- Анализ результатов наблюдения — их систематизация, вычленение значимого и второстепенного.
- Обобщение (синтез) и формулирование гипотез или теорий.
- Прогноз: формулирование следствий из предложенной гипотезы или принятой теории с помощью антропорегуляции или логических методов.
- Проверка прогнозируемых следствий с помощью критического эксперимента.
- Преемственность или взаимосвязь с прежней научной парадигмой (и культурой).
На каждом этапе принципиальное значение имеет критичное отношение как к данным, так и к полученным результатам любого уровня. Необходимость всё доказывать, обосновывать проверяемыми данными, подтверждать выводы результатами экспериментов отличает научный гуманизм от других форм мировоззрения, в том числе от религии, которая основывается на вере в те или иные догматы.
Дополнительные материалы по научному гуманизму:Литература: Конрад Н. И. Об эпохе Возрождения.—Он же. Восток и Запад. М., 1972; Ревякина Н. В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV—первой половины XV в. М., 1977; Боткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978; Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV—XV вв. М., 1976; Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сб. текстов, ч. 1—2. Саратов, 1988; Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991; Kristeller P. О. Studies in Renaissance. Thoughts and Letters. Roma, 1956; Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977; Сартр Ж.-П. Экзистенциализм—это гуманизм.—В кн.: Сумерки богов. М., 1989; Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990; Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства.— Он же. Эстетика. Философия культуры. М., 1991; Девч-Стросс К. Три вида гуманизма.—Он же. Первобытное мышление. М., 1994; Губман Б. Л. Западная философия культуры XX века. Тверь, 1997; Кассирер Э. Натуралистическое и гуманистическое обоснование философии культуры.—В кн.: Постижение культуры. Ежегодник, вып. 7. М., 1998; Юрий Чёрный. Современный гуманизм, 2008.