"Недавно
я видел человека, который не
верит в сказки. Я говорю не о
том, что он не верит в
проишествия, о которых
говорится в сказках, -
например, что тыква может
стать каретой. Конечно, он и
в это не верил... Но тот, о ком
я говорю, не признавал
сказок в другом, еще более
странном и
противоестественном смысле.
Он был убежден, что сказки не
нужно рассказывать детям.
Такой взгляд (подобно вере в
рабство или в право на
колонии) относится к тем
неверным мнениям, которые
граничат с обыкновенной
подлостью. Есть вещи,
оказывать в которых страшно.
Даже если это делается, как
теперь говорят, сознательно,
само действие не только
ожесточает, но и разлагает
душу... Так отказывают детям
в сказках." - так начал на
заре прошлого столетия одно
из своих эссе прославленный
английский писатель Гилберт
Кит Честертон (Честертон Г. К.
Писатель в газете.
Художественная
публицистика. М., 1984, с. 110.) Отказывать
детям в сказках поистине
преступление. Тот, кто
ребенком не верил в сказки,
во взрослые годы не поверит
ни во что. Сказки можно
назвать поэтичным "букварем"
жизни, который готовит
человека к чтению великой и
сложной книги бытия. Вильгельм
Гауф, автор "Маленького
Мука" и "Карлика Носа",
был прав, назва Сказку
любимой дочерью щедрой
королевы Фантазии. Но если
Фонтазия – мать Сказки, то
отец её – Реальный Мир. И
насколько привлекательной
внешностью Сказка обязана
матери, настолько глубиной
внутреннего содержания –
отцу. Подобно старшему брату
Мифу Сказка выражает и
формирует определенное
мировосприятие и сквозь
прихотливый лабиринт
вымысла вводит в
действительность. Недаром
братья Гримм подчеркивали,
что из сказок "легко
выводится добрая мораль,
применимая и в реальной
жизни. И хотя не в этом было
их назначение и не для того
они слагались, эти качества
порождаются ими, подобно
тому, как из здорового
цветка вырастает хороший
плод без какого-либо участия
человека. Тем-то и сильна
любая истинная поэзия, что
никогда не может
существовать без связи с
реальной жизнью, ибо она из
жизни возникает и к ней же
возвращается, как
возвращаются к месту своего
зарождения облака после
того, как они напоят землю"
(Герстнер Г. Братья Гримм. М.,
1980, с. 85). Дети
попросту присвоили (или
взрослые великодушно отдали
им то, что создавали для себя,
как отдают лучший кусок
хлеба) большую часть сказок.
Возможно, произошло так
потому, что уровень детского
сознания в чём-то ближе тем
наивным и одновременно
мудрым представлениям о
природе, о добре и зле,
которые выработали народы в
пору своего "младенчества",
в пору начального познания
мира и которые воплощены в
сказках: в поэтических
одеждах мир не только
предстаёт более красочным,
но и перестаёт быть пугающе
непонятным. А может быть,
заложенная изначально в
человеке тяга к поэзии
сильнее ощущается в детстве,
и необходимо накопить в себе
мощный её заряд, чтобы
суметь противостоять затем
прозе жизни? Повседневность
нередко страдает "сердечной
недостаточностью", и
прививку от этого
мучительного недуга можно
получить только в детстве. С
годами мы неизбежно
утрачиваем детскую чистоту
взгляда, но особенно плохо,
если утрачиваем и
воспитанную на сказках
непоколебимую уверенность в
конечное торжество
справедливости. Душа
человека любого возраста,
омытая в волшебном роднике
сказки, становится чище и
просветленнее. Однако, чтобы
душа начала расти, набирать
силу и широту, в детстве к
ней обязательно должна
прикоснуться палочка
сказочной феи. Маленькому
человеку нужна сказка,
будоражащая воображение и в
образной форме передающая
опыт многих поколений,
просто необходима, дабы
подготовиться к встрече с
большим миром, где могут
ждать испытания не менее
трудные, чем у фольклорных
героев. Итак,
проведем короткое
исследование "Что есть
сказка и где находится дверь
в мир Сказка?" Известно,
что СКАЗКА - это один из
основных жанров фольклора,
эпическое или
прозаическое произведение
волшебного характера с установкой на
вымысел. Лучшие сборники
сказок «Тысяча и
одна ночь», «Панчатантра», «БЕОВУЛЬФ»
(«пчелиный волк» или «медведь»),
братьев Гримм, А. Н.
Афанасьева. Наряду с
классическими
литературными сказками из
современных можно отметить
волшебную сказку Дж. Толкиена
«Властелин
колец» с концепцией о
необратимом влиянии зла на
историческое развитие. К
сказкам можно отнести ФЭНТЕЗИ
(англ. phantasy букв. - фантазия),
где в более свободной манере
используются мотивы дальних
перемещений в пространстве
и времени, инопланетных
миров, искусственных
организмов, мифологию
древних цивилизаций. К
обсуждаемой теме относится
так же СЮРРЕАЛИЗМ
(художники С.
ДАЛИ, П. Блум, И.
Танги ). Считается,
что источником
возникновения сказки является
воображение автора, при
котором на основе реальных
представлений создается
логически несовместимая с
ними "сверхъестественная” картина Мира. При этом
нарушаются связи и
закономерности,
естественные пропорции и
формы изображаемых
повседневных объектов. В
современном ПСИХОАНАЛИЗЕ действия и
воображения ставятся в
центр внимания
бессознательных
психических процессов и
мотивации. Вытеснение из
сознания неприемлемых для
него влечений и травмирующих
переживаний (преимущественно
сексуальных)
рассматривается как главный
источник невротических
симптомов и различных
патологических явлений.
Психическая структура
личности: 1)
бессознательное "Оно” (область
влечений); 2) сознательное "Я”,
сдерживающее импульсы "Оно”
посредством различных
защитных механизмов; 3) "Сверх-Я”
(область социальных норм и
нравственных установок). В
основе психотерапии —
анализ "Оно” вытесненных "Я”
и "Сверх-Я” с помощью
свободных ассоциаций,
толкования сновидений и т. п.. БРЕТОН
Андре (1896 - 1966,
французский поэт, один из
основоположников сюрреализма),
еще будучи студентом-медиком,
заинтересовался природой психических
заболеваний; чтение
трудов З. Фрейда открыло ему
идею подсознательного.
Пройдя через увлечение
психиатрией и символистской
поэзией, Бретон совместно с Л.
Арагоном и Ф. Супо в 1919
основал журнал "Litterature”, на
страницах которого Бретон и
Супо опубликовали первый
сюрреалистический опыт
автоматического письма — "Магнитные
поля” (1920). В 1924 Бретон в "Манифесте
сюрреализма” определил его
как "чистый психический
автоматизм, предназначенный
для выражения...
действительных процессов
мышления. Это диктат мысли,
свободной от всякого
контроля со стороны разума и
от какой бы то ни было
эстетической и моральной
предвзятости”. С.
Дали, (друг Бретона), обращаясь к сфере
подсознательного,
интересуясь игрой
воображения, стремится
объективировать свои видения,
дать тотальное им описание.
Дали с необыкновенной
фантазией совмещает объекты
совершенно разнородные,
сталкивает их друг с другом
в противоестественных
ситуациях. Знамениты образы
Дали: расплавившиеся часы,
телефон-аппарат с трубкой в
виде лангуста, диван-губы,
рояль, свисающий словно
драпировка, и другие.
Использует он и прием "исчезающих
образов”, которые как бы
растворяются в окружающем
пространстве. Граница между
сном и окружающей
действительностью,
объективностью и
субъективностью стирается.
Можно согласиться, что
ВООБРАЖЕНИЕ (и фантазия) -
это психическая
деятельность разума,
состоящая в создании
представлений и мысленных
ситуаций на основе знаний, и
никогда в целом не
воспринимаемая отдельно от
человека. Однако,
в случае СКАЗКИ, ФЭНТЭЗИ,
СЮРРЕАЛИЗМА мы имеем нечто,
что характеризуется
свободными! психическими
ассоциациями, связанными с
миросозерцанием автора. Согласно
древнеиндийскому памятнику
литературы ВЕДАМ (кон. 2-го —
нач. 1-го тыс. до н. э.), одной из
древнейших наук, чтобы
воспринимать иные горизонты
жизни, прежде необходимо
акцентировать (остановить)
деятельность разума. Далее
работает Пуруши (Дух)
человека. И человек выходит за
обыденные категории
мышления.
Теперь
издалека. Человек, а лучше
сказать, человечество - это
одна из Стихий, носитель
Света. Так сказано и в Библии:
Вы, человеки, - Свет мира сего.
Кроме Стихии Света
существуют Огонь, Земля,
Ветер и Вода. Под Светом
понимается ни Земля, ни
Вселенная, ни лучистая
энергия, делающая
окружающий мир видимым, а
подразумевается
одухотворенная
первозданная энергия,
которую нельзя разложить на
элементы или более
первозданные составные
части. Это Творчество. Элемент
неуничтожим, неизменяем и
"есть", выражается
определенным способом
существования разума. Хранение
и накопление ЭЛЕМЕНТА
СВЕТА производится
солнечным сплетение,
которое является нервным
узлом на главном меридиане (обоз
37). От узла расходятся тонкие
нервные волокна по всему
организму человека, из-за
чего нельзя выделить
лепестки (обоз. 38).
Психорегуляция солнечного
сплетения приводит к
истечению Света, в частности
приносит красоту телу.
Сплетение отвечает так же за
чувствительность кожи и
способность дистанционного
прикосновение кожи homo к предметам Вселенной.
Токи энергий или Элемент Свет в нервных
волокнах способны изменить
любую часть тела и выполняют
защитные функции. Пример
защитных
функций солнечного
сплетения для ясновидческих
способностей (или
астральных путешествий). ...Я
открыл нервную систему -
расслабил насколько мог
напряжения в нервных
сплетениях,
остановил работу ума,
глубоко выдохнул остатки
воздух из груди и… оказался
посередине неба. Конечно, не
физически. Но часть меня
находилась над белыми
облаками. Это был ясновидческий
взор, способность, которая
только у меня зарождалась. Взор
осмотрелся. Всюду синий
горизонт, над ним плыли
всевозможной формы лохматые
корабли. Внизу зеленые пашни
и посадки деревьев. Взор
заметил у горизонта
увеличивающую в размере
черную точку. Размашисто
опуская
и поднимая крылья
приближался
Дракон. «Ну
и что», - описывал взор круги
и всевозможные петли
Нестерова, за которым
вдогонку летел Дракон. «Если
Змей проглотит тебя, то
окажешься в темноте. Ничего
и никогда! не увидишь и не
услышишь», - подсказывали
мне со стороны. Вдруг,
взор увидел, как
захлопнулась пасть - исчезло
голубое небо. В разуме
потемнело. «Светом!
освободи себя», - пришла
мысль. Находясь
посреди мрака, я искал
Свет. Оказалось, что в моем
организме, в нервной системе
есть
солнечное сплетение. В нем
был сконцентрирован Свет. Я
осветил себя и Дракон изрыгнул взор из
пасти. «Вот
и все, - пришли
мысли со стороны. - Ты к этому
был готов. Ты очень легко
избегал Красного Дракона:
физически сидел на
стуле за чашкой чая и курил
сигарету, астрально ты уходил от его пасти и
еще задавал много вопросов»...
Мир Сказок Каждый физический
предмет и явление имеет информационно-
энергетический лик или образ. Информационно-энергетический
образ содержит память о
своем физическом проявлении.
Часто память имеет
несколько слоев. Первый слой
памяти - это собственно сам
материальный предмет. Более
глубокие слои связывают
духовные образы с
окружающими физическими
объектами и явлениями. К
примеру, информационно-энергетический
лик родника содержит память
смены времен года, реакцию
на подошедшего человек, крик
ночной совы и прочее. В
совокупности они создают
один из
9-ти горизонтов жизни -
горизонт Света. Яркими
образами являются субличности,
как домовой,
водяной, старичок Боровичок,
царь Нептун, повитрули,
леший... Вот
несколько женских
персонажей. РУСАЛКА —
дева вод, по иным преданиям,
жена водяного. Это высокая,
красивая девушка, живущая на
дне водоема. Рыбьего хвоста
русалка не имеет. Ночью она
вместе с подругами плещется
на поверхности воды, садится
на мельничное колесо, ныряет.
Прохожего дева вод может
защекотать до смерти или
увести с собой. Как правило,
русалками становятся
девушки, утопившиеся от
несчастной любви или
утопленные мачехами. БЕСИЦЫ-ТРЯСАВИЦЫ —
духи болезней. Вначале так
называли лихорадку, а затем
и другие болезни. В
заговорах встречается чаще
всего 12
болезней. Бесицы-трясавицы
— серьезные заболевания,
они изображались в виде голых
женщин дьявольского обличья
с крыльями. Имена их
соответствуют функциям:
Трясея, Огнея, Ледея (насылает
озноб), Гнетея (ложится на
ребра и утробу), Грынуша или
Хрипуша (ложится на грудь и
выходит харканьем), Глухея (голову
ломит и уши закладывает),
Ломея (кости и тело ломит),
Пухнея, Желтея (насылает
желтуху), Коркуша (насылает
корчи), Глядея (спать не дает,
ума лишает), Невея (поймает
человека — не жить ему). ЛИХОРАДКА —
демон болезни.
Представляется
простоволосой женщиной
дьявольского обличья.
Упоминается в славянских
апокрифах и в заговорах.
Зачастую наши предки, дабы
задобрить и не привлечь
Лихорадку, называли её ласкательно-приветливыми
словами: добруха, кумоха,
сестрица, тётка, гостьюшка,
гостейка. ЛЕТАВИЦА —
дух рассвета. Ночью летает
или сидит где-нибудь на
ветвях, приближает день.
Чарует полуночников своей
девичьей красой. Обута в
красные сапоги, с помощью
которых летает; они для неё,
что крылья легкие, в них вся
сила летавицы. Только тот,
кто сможет заставить себя не
смотреть на её сапоги или
снимет их, не поддастся
чарам летавицы. Если этот
дух рассвета останется без
сапог — управляй им как
хочешь. Исчезает летавица c
восходом солнца. Наверное,
вы и не знаете, что среди
всевозможных духов
встречаются такие, которых
зовут УХАЖЕРАМИ. В облике
простого смертного, притом
весьма недурного собой,
ухажер поджидает на
пустынном вересковом болоте
хорошенькую девушку и
начинает за ней ухаживать. И
если она, неразумная,
позволит ему себя
поцеловать, ее ждет вечное
проклятие и смерть, а душа ее
улетит за возлюбленным в его
волшебную страну. Общение
с духами интересно и
небезопасно. Богатыри и
козни ведьм,
непредсказуемые ситуации и
блуждания будут испытаниями
для путешественника.
Питается,
изменяется и
материализуется
субличность энергией мысли
и эмоций. Дальнейшее
развитие энергетики
солнечного сплетения
связано с выходом широкого
луча из нервного центра
организма, который
изгибается в дугу над
человеком, ложится на
горизонт и замыкается.
Человек оказываетесь в
центре круга, диаметром 140-180
метров. Из сплетения выходят концентрированные
сгустки энергии, формируя
около десятка крылатых
субсозданий.
Вспомните о существовании
разума в "тонком” мире,
когда проводилось дистанционное
управление материей. Круг
Света и крылатые создания являются
защитой homo от неожиданных
ударов сказочных личностей,
а так же останавливает
негативное влияние
сторонней силы. Это есть Врата в Сказку. Эта
статья как бы приглашает
последовать совету
старинного сказителя притчи
про строителя Гоба:
повнимательнее взглянуть на
чудесную "страну королей и
королев, поэтов и пророков,
умных жен и глупых мужей, а
может быть, даже и фей, и
привидений, и говорящих птиц
и зверей (которые говорят
куда умнее, чем иные люди)”.
И тот, кому довелось узреть
сквозь волшебное кольцо (нашу
дверь в мир сказки) страну
народной фантазии,
наверняка увидит там немало
поучительного. Сказки
учат, но без назидательно
поднятого перста.
|