Венчание - это великое таинство. Это событие, которое соединяет души двух людей и кардинально меняет их жизнь, как духовную, так и мирскую. Задуманное Богом соединение двух людей в браке не может быть плодом страстей. Оно должно иметь и имеет свое сущностное, бытийное содержание, выходящее за рамки моральных, нравственных, социологических, юридических проблем. Брак не может быть понят и как естественное удовлетворение физиологических или душевных потребностей человека. Православное учение о браке утверждает, что настоящий православный брак - есть таинство, то есть событие духовное, принадлежащее к духовной реальности, к духовному бытию. Церковный брак - это таинство, в котором подается благодать Божья для духовного единства и благословенного рождения и воспитания детей. Мужской и женский пол имеют одну природу, то есть онтологически нет существенной разницы между мужчиной и женщиной. Достоинство мужчины и женщины пред Богом одинаково, но они отличаются между собой как две части одного целого. Ни одна из этих частей не может быть полной без другой, пока не достигнуто единство. Таинство брака немыслимо вне Церкви. Добрые дети, отправляясь в неведомый для них путь, приходят к своей матери и просят ее напутственного благословения, и нежная мать благословляет их. Так же поступает Церковь Христова, когда покорные ее чада - нареченные жених и невеста являются во храм Божий, прося ее материнского благословения на безвестный для них путь супружеской жизни. И это благожелание может быть действенным только тогда, когда совершается Церковью внутри Церкви, для членов Церкви. Только члены Церкви могут быть соединены в новую малую Церковь, которой богословы часто называют христианскую семью.
Есть очень важное место в Евангелии, которое четко формулирует отношение Христа к браку. Это слова Христа о невозможности развода. Христос говорит, что от начала развод не был разрешен, потому что Бог сотворил мужа и жену, а то, что Бог сочетал, человек да не разлучает. Если люди хотят жизни в сожительстве, но не хотят ее узаконить, то такие отношения Церковь освятить не имеет права, здесь не может быть совершено церковное таинство. Отношения эти не брачные, не христианские. Брак имеет место только там, где есть любовь и готовность отдать себя друг другу до конца, навечно, где есть готовность к подвигу самоотверженной любви. Только такую любовь и признает Церковь настоящей любовью, и только такая любовь является основанием для совершения церковного таинства брака. Церковные правила о Венчании составлялись, когда христианский брак регистрировался только в храме и ЗАГСа не было. Сегодня функцию регистрации брака взяло на себя государство, поэтому брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. Иногда обстоятельства вынуждают сначала совершать Венчание , а потом ехать в ЗАГС. С разрешения настоятеля храма, где будет совершаться Венчание , Таинство может совершится до регистрации брака в ЗАГСе. Данные о самой регистрации необходимо подать позже в храм для внесения в книгу учета Венчаний и получения свидетельства о Венчании.
Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в таинстве брака.
Церковью не допускается четвертый и пятый браки. Запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой). Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным. Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом. Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. В настоящее время канонических препятствий к этому нет, однако разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея. Беременность невесты препятствием для венчания не является.