Как часто спонтанные решения оказываются самыми верными в нашей жизни? Над этим вопросом бьется уже не одно поколение человечества. Ведь в действительности непонятно, откуда достает подсознание верный ответ на поставленный вопрос. Знаменитый журналист, публицист и доктор филологии
Малкольм Гладуэлл (Malcolm Gladwell) даже написал книгу, пытаясь разобраться в природе внезапных доводов («Озарение: сила мгновенных решений»). И сегодня, мы имеем тысячи теорий о том, какая часть мозга подсказывает нам верные и необходимые нам решения. Но является ли хоть одна из этих теорий доказанной с точки зрения науки?
10 марта в журнале «Neuron» были опубликованы результаты исследования мозговой деятельности во время принятия решений. Благодаря новым возможностям наблюдения за мозговой активностью, ученые могут увидеть нервную деятельность клеток мозга, связанных с кратковременной памятью. Именно этот вид памяти, по мнению ученых, отвечает за мгновенные решения, принятые индивидом.
«В повседневной жизни, когда к нам приходит решение проблемы или понимание, как справиться с поставленной задачей быстрее и лучше, мы уже вряд ли забудем это решение, так как информация будет автоматически записана в комплекс долгосрочной памяти. Из-за этой невозможности забыть полученные решения ученые относили явление озарения к функциям долгосрочной памяти, — говорит доктор Н
ава Рубин, автор исследования из Неврологического центра Университета в Нью-Йорке (The Center for Neural Science at New York University), — Наше исследование, напротив, направлено на то, чтобы разобраться в корнях и предпосылках явления проницательности».
Доктор Рубин совместно с сотрудниками Рейчел Ладмер и доктором Ядин Дудай разработали систему для изучения симптомов озарения во время процесса формирования памяти. Симптомы в данном случае рассматриваются как внезапная реализация решений проблемы, вызванная сигналом извне.
Корональный разрез мозга. Миндалина показано фиолетовым цветом.
Во время изучения проблемы ученые поставили эксперимент. Участникам этого опыта показали картинку реального мира, измененную до неузнаваемости. В течение нескольких минут люди рассматривали размазанную и разбитую на пиксели картинку с целью понять, что же на ней изображено. Затем им показали покадровый процесс обратного изменения картинки до нормального состояния. В определенный момент испытуемые сообщали, что узнали изображенный на картинке сюжет. Благодаря современному оборудованию, ученым удалось получить изображение, фиксирующее деятельность мозга именно в этот момент озарения и понимания.
Во время моментов озарения была замечена значительная активность в миндалине головного мозга.
«Мы предполагаем, что миндалевидное тело играет главную роль при передаче сигналов в корковые зоны. Миндалина передает сигнал о переустройстве предыдущих решений вопроса, — завершает свою презентацию доктор
Рубин. — Наши исследования расширяют понимание участия миндалины в работе механизма памяти. Видимо, именно эта часть мозга отвечает за запись результата внезапных решений в отдел долгосрочной памяти».
Ошибочность ученых из Нью-Йорка заключается в разработанной методике.Данная методика основана на измерении активности эмоций, а не непосредственно озарения. Давно известно, что
миндалевидное тело головного мозга является важнейшим органом формирования эмоций. Именно положительные эмоции при узнавании объектов участников эксперимента фиксировали сотрудники из Неврологического центра Университета в Нью-Йорк .
Согласно исследованиям на Аллига Тэр за озарение отвечают несколько участков головного мозга. Подробно